Катки (колеса) для грузовых тележек крана
Катки (колеса) для грузовых тележек крана выполняют опорную функцию, позволяя спецтехнике плавно двигаться по рельсовым путям и не переворачиваться в ходе проведения грузоподъемных работ. Существует несколько типоразмеров и способов монтажа, однако наиболее популярным типом является размер К1Р 320/80, где 320 обозначает диаметр катающей поверхности, а 80 соответствует ширине.
Особенности изготовления
В процессе эксплуатации ходовая часть подвергается интенсивным нагрузкам, что накладывает определенные требования на производство колес. Поэтому в качестве сырьевого материала используются стали марок 65Г и 45, среди основных характеристик которых можно отметить высокую механическую прочность, износостойкость и длительный срок службы. После изготовления катки в обязательном порядке подвергаются термической обработке (сорбитизации), благодаря которой рабочая поверхность изделий достигает твердости 230-360НВ.
Разновидности колес
Грузовые тележки используются в механизме передвижения и подъема кранов, оборудованных балочной стрелой, при этом тип их конструкции определяется исполнением спецмашины. Тележка напоминает собой раму, нижняя часть которой комплектуется блоками подъемного троса, а на верхней имеются опорные колеса, называемые катками. Если они приводят технику в движение, то они являются ведущими, а если служат исключительно для направления, то ведомыми.
Катки (колеса) для грузовых тележек крана бывают безребордными, одноребордными К1Р или двухребордными К2Р в зависимости от количества боковых бортов. Они необходимы для поддержания равновесия спецтехники при её движении или во время выполнения грузоподъемных операций. Именно колеса с двумя ребордами считаются наиболее надежными, поскольку они обхватывают рельс с обеих сторон, не допуская схождения крана с железнодорожных путей.
Для монтажа колес необходимо использовать вспомогательные компоненты, такие как буксы, валы и подшипники. Вся конструкция в целом называется колесной установкой.
Тонкости эксплуатации
Поскольку ходовая часть держит на себе массу всего крана в целом, а также поднимаемого им груза, то она достаточно быстро выходит из строя. Поэтому требуется регулярно проводить техническое обслуживание машины и проверять колеса на наличие дефектов и поломок. В среднем продолжительность службы катков, произведенных путем штамповки, составляет 2,5 года, а для цельнолитых изделий этот показатель достигает 4-х лет. Однако при нарушении правил сборки, отсутствии должных техосмотров и длительной эксплуатации в неблагоприятных условиях окружающей среды колесная установка может стать неисправной ранее гарантированного срока.
Не допускается применять колеса при обнаружении следующих неполадок:
- Износ поверхности катания на 15-20%;
- Истощение реборд вполовину от заводских размеров;
- Появление сколов, раковин и сквозных трещин.
Чтобы не допустить возникновения аварийной ситуации на рельсовых путях, требуется немедленно заменить вышедшие из строя колеса.